Кто не с нами, тот против нас

Кто только не использовал эту стратегему. И большевики, и блатной люд, и разные политики. 
Она универсальна. Только вот один вопрос: кто эти «мы» ? И какие у этих «мы» цели ?
Чтобы индивиду понять он «за» или он «против», то он — индивид должен понимать с кем он и за «что» ?
В своих размышлениях я наметил два пути создания общности под этим лозунгом: 
1) Обычно этот лозунг используют дешевые «фюреры», что добиться каких-то своих целей. Они окружают себя согласными, и лучший способ сплочения этих кивал — это борьба с чем-то. Неважно с чем, главное бороться.
Ибо ответить на эти два вопроса: «кто мы и за что ?» — эти вожди не в состоянии.
Главное объявить себя лидером какой-то тусовки или группы, а потом — в бой. Виртуальный, реальный — неважно. И тут этот лозунг как раз дает простор для маневра. Ибо есть возможность уходить от ответов.
«Мы» превращается в нечто таинственное и загадочное, такой флёр начинает приманивать массовку. А потом закономерно возникает культ лидера, вокруг которого возникают «апостолы”, помощники «апостолов», адепты и массовка. Этот прием использовал хорошо Владимир Вольфович, Лимонов и другие вожди помельче. А потом всё крутиться вокруг него — этого фюрера. Без него никуда. Дальше «апостолами» пишется идеология, правила этой общности. Но вождь уже «святой» и он вне правил. Ибо вся тусня без этого вождя — колесо без оси.
Не станет этого вождя и рассыпается группа.
2) Второй способ гораздо более жизненный, и его обычно приводят в качестве примера.
Это уличные формирования. Но у уличных групп есть ответы на эти два вопроса: мы пацаны с такой-то улицы, района, города и мы отстаиваем свою территорию от враждебной группы, на неё посягающей.
Здесь тоже моментально появляется лидер, но появляется он конкурсным путем — наиболее сильный, ловкий, умный или подлый. И он сменяемый. Есть борьба за власть, есть соперничество. Такая группа устойчива в своем постоянстве. Лидеры могут меняться.
Цель группы важнее целей индивидуума. В жизни мы встречаем такие формы очень часто. Агрессивные и не очень. Большие и малые. Дворовые толпы, банды, партии, номенклатурные кланы, землячества. Одна такая группа имеет во все щели нашу страну уж сто лет кряду. Но это так, к слову.
Что касается земных наших дел эмигрантских, ко всему, то наблюдаю несколько лет вариант №1. Образуется какой-то очередной «фюрер» и как замашет флагом каким-нибудь, эге-ге-гей на борьбу какую-нибудь. И обязательно лозунг: «Кто не с нами, тот против нас». И как давай бороться. Борется, борется устали не зная. А с кем и за что ? — он и сам ответить не в состоянии. Обычно вся эта борьба-то — это швыряние какашек в несогласных с ним, родимым. Ну и толпа сочувствующих ему кивал рукоплещет. Эффект Жириновского в действии. Потом, добившись одному ему ведомых целей — обычно это популярность дешёвая или еще более прозаичные цели бывают — фюрер исчезает. Потом появляется другой. А я смотрю на этот театр и вспоминаю Шекспира…

26 января. Прага

Поделиться в соц. сетях:

Другие посты